Вводная лекция Базового курса гитары

 

Вводная лекция Базового курса гитары

ВНИМАНИЕ!

Если Вы открыли эту страницу на компьютере и у Вас есть принтер, обязательно распечатайте Вводную лекцию прежде чем читать. При чтении с экрана монитора информация воспринимается нашим мозгом в несколько раз хуже, чем при чтении с бумаги.

Скачать Вводную лекцию в формате pdf (Архив ZIP - 323 Kb)

Если Вы открыли эту страницу на телефоне, прочтите Вводную лекцию ниже. Когда Вы начнете у нас учиться, мы вышлем Вам эту лекцию вместе с первыми учебными материалами.

Вводная лекция

© Шувалов В.В., 1999-2021
© НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГИТАРЫ, 2003-2021

Здравствуйте!

Мы рады приветствовать своего нового ученика!

Мы не боимся назвать Вас так, потому, что, читая эту Лекцию, Вы, в сущности, уже начали учиться у нас. Вы вливаетесь в дружную семью единомышленников – людей по-настоящему увлеченных гитарой. Это удивительная общность людей, не похожая ни на одну другую. Всех их объединяет любовь к этому инструменту, и доброе и бережное отношение друг к другу. Это круг людей, готовых помочь и поделиться своими знаниями и опытом.

Поступив в Академию, вы будете регулярно получать наши лекции и видео-приложения. Мы возьмем на себя ответственность за организацию процесса вашего образования и организуем его так, чтобы он был предельно качественным.

За время нашего существования у нас сложились прекрасные дружеские отношения со всеми нашими учениками. И мы очень надеемся, что и с вами у нас сложатся точно такие же замечательные отношения. Мы надеемся также, что в нашем общении с вами мы будем уважать друг друга и в случае необходимости помогать друг другу.

Этот Базовый курс обучения игре на гитаре написан мною – Вячеславом Шуваловым, и вести его буду я сам.

В этой вступительной лекции мы хотим затронуть некоторые очень важные вопросы, касающиеся вашего обучения у нас. Мы могли бы, конечно, сразу просто начать непосредственно с учебного материала, упражнений, пьес… Но это было бы крайне ошибочно!

Дело в том, что этот курс подчиняется определенным законам, в нем заложена особая система, выверенная многими и многими годами практики. Она родилась в результате слияния, синтеза музыки, мирового гитарного искусства и ряда направлений: психологии, медицины, механики, биофизики и других наук, на первый взгляд не связанных непосредственно с гитарой.

Может возникнуть вопрос: а при чем здесь все это, ведь мы собираемся учиться играть на гитаре?

Чтобы было понятно, объясним.

Очень часто при обучении игре на музыкальном инструменте преподаватели пользуются методом прямого показа. Суть этого метода заключается в простом повторении увиденного. Работа строится по принципу: «Делай как я и не задавай лишних вопросов»!

Этот метод сам по себе не так уж и плох. Но, когда он становится доминирующим или еще того хуже – единственным, – это уже очень и очень плохо!

Вы никогда не задавались вопросом, почему люди, которые окончили музыкальную школу, не только бросают заниматься музыкой, но часто и вовсе продают свой инструмент или, по меньшей мере, никогда не подходят к нему?

Складывается совершенно парадоксальная ситуация. Огромное количество людей (а по нашим наблюдениям таковых – более 90%) всю жизнь хотя бы где-то глубоко в душе сожалеют о том, что в детстве им по тем или иным причинам так и не довелось учиться музыке. А сколько комплексов рождается в душе человека от этого чувства собственной неполноценности. И в то же время те «счастливчики», которым довелось научиться понимать музыку, и, более того, умеющие играть ее на собственном инструменте своими руками – бросают это дело?! Невероятно, не правда ли!

По результатам наших исследований причина этого кроется именно в описанной выше сложившейся практике преподавания. Ведь если все обучение начинает сводиться к так называемому натаскиванию, то это очень сильно начинает смахивать на дрессуру, да-да именно дрессуру – как обезьянок в цирке…

Но ведь мы-то с вами – люди. И если мы, в своем образовании не будем задействовать наш разум и те законы, по которым он работает, то и результаты окажутся мало отличимыми от того,  что получается с обезьянками в цирке!

Еще Иммануил Кант подчеркивал, что учить надо не мыслям – надо учить мыслить! Но, обучая музыке, нередко не учат даже мыслям. А если и учат, то забивают головы учеников и студентов самой разнообразной, и часто совершенно не нужной информацией, которую можно всегда найти в любом музыкальном справочнике. И при этом проходят мимо самого главного – развития Личности.  Мы развиваем наши руки, иногда интеллект, но постепенно гибнем как Личность. А ведь именно личность в первую очередь ценится в искусстве. Если нет личности – нет и настоящего искусства!

И еще. Процесс обучения может осуществляться, как минимум, по трем самостоятельным, но взаимосвязанным между собой системам. Как правило, преподаватель предпочитает использовать какую-то одну из них. Более того, многие даже и не знают о том, что существуют какие-то другие системы обучения, кроме той, которой они пользуются всю свою жизнь.

Мы используем все три в их тесной взаимосвязи. Несколько позднее мы вам обязательно расскажем об этих системах. Да вы и сами со временем, надеемся, все поймете. А сейчас просто поверьте нам на слово и запомните – все они уже начали работать на вас!

Не стоит думать, что мы являемся первооткрывателями необычных, нетрадиционных систем обучения и образования. Нет. Подобные системы существовали и раньше. Другое дело, что за последние десятилетия в науке произошли колоссальные сдвиги, сделаны потрясающие открытия и получены новые удивительные данные о человеке и его возможностях. Вещи, казавшиеся незыблемыми и окончательными, претерпевают огромные изменения.

И вот с позиций этих новых открытий мы и подходим к процессу образования. Но, конечно же, на пустом месте никогда ничего не бывает. Невозможно, чтобы выросло дерево, но не было бы корней.

Думаем, что вы, слышали о величайшем виртуозе, легендарном итальянском скрипаче Никколо Паганини. Это имя до сих пор является символом музыкального гения в его предельном проявлении.

Но величие Паганини определялось не только его гениальной одаренностью и тем титаническим трудом, который он приложил для развития своего таланта, но и его особой удивительной способностью проникать в потаенные глубины человеческой психики, скрытые резервы сознания, что позволило ему открыть поразительные механизмы, неизвестные науке того времени.

Биографы Паганини считают, да и сам он не раз это подчеркивал, что в результате невероятного труда он наткнулся на особую систему, дающую необыкновенные результаты. Он очень хотел открыть ее людям, но, движимый чувством страха, что тогда многие сумеют сравняться с ним и даже превзойти его по мастерству, так и не решился до конца жизни это сделать.

Один из его биографов писал: «Очень часто в беседах со мной Паганини возвращался к одному и тому же, что когда он оставит сцену и уйдет на покой, то из глубины своего уединения откроет миру свою музыкальную тайну, которую не знает ни одна из консерваторий. Обладание же этой тайной позволит каждому юноше развить свое искусство в течение трех лет, в то время как теперь на это требуется почти десять лет».

У Паганини за всю жизнь было всего два ученика. История одного из них очень и очень интересна. Она описана абсолютно во всех книгах, посвященных этому легендарному скрипачу.

Эта история о Гаэтано Чанделли.

На протяжении очень долгого времени он играл на виолончели, считался весьма посредственным музыкантом и не мог привлечь к себе внимания. Но вот в 24 года при довольно необычных обстоятельствах судьба свела его с Никколо Паганини.

Чанделли настолько понравился ему как человек, что между ними завязалась дружба, и Паганини решил помочь другу. Как вспоминал сам Паганини, играл Чанделли ужасно, немилосердно драл струны и издавал невероятные душераздирающие звуки. Гаэтано получил всего три урока у Великого маэстро, за которые Паганини познакомил виолончелиста со своим открытием.

Этого оказалось достаточно, чтобы уже через три дня Чанделли стал совершенно другим человеком. А через несколько месяцев полностью изменилась и его игра. Через три года Чанделли стал лучшим виолончелистом Италии и все более и более удивлял современников глубиной и совершенством своей игры…

Когда игру Паганини услышал молодой венгерский пианист Ференц Лист, он был настолько потрясен, что закрылся дома, заколотил входную дверь гвоздями и не выходил из него несколько месяцев, занимаясь, как сумасшедший. Но все это время он не просто занимался – он пытался разгадать секрет Великого скрипача. Он настолько занялся самосовершенствованием в своем уединении, что даже еду ему приносила служанка и передавала через маленькое окошечко, прорезанное в двери.

Лист оказался очень проницательным человеком и гениальнейшим музыкантом. Подобно Никколо Паганини, он выработал уникальную систему занятий, открыл неизвестные принципы развития способностей и в результате стал еще одной легендой музыки на все времена.

…Когда Ференц Лист, наконец, выдернул гвозди из двери своего дома, он предстал потрясенным современникам в совершенно другом качестве. Теперь это был музыкант, которого еще не знал мир. Каждый концерт виртуоза был настоящей сенсацией, лучшие концертные залы просто ломились от публики, а фурор от его игры был сравним разве что с эффектом разорвавшейся бомбы! Администрация часто даже боялась, что публика разнесет зал…

У Ференца Листа занимался известный чилийский пианист Клаудио Аррау, перенявший принципы, открытые феноменальным венгерским виртуозом (близкие некоторым упражнениям Раджа-Йоги). Теперь в Барселоне есть специальный «Институт Федора Аберастури», созданный ученицей К. Аррау - Н. Аберастури, который использует в работе с самыми избранными виртуозами со всего мира эти удивительные принципы.

Мы знаем о них! И мы постепенно, шаг за шагом, будем рассказывать вам об этом.

Именно постепенно, потому что иначе будут нарушены тонкие закономерности и взаимосвязи в этом процессе и эффекта не будет.

Конечно же, сначала вас необходимо просто научить играть. Играть правильно и качественно, то есть в высшей степени профессионально. Даже если вы и играете уже – это еще ничего не значит, поверьте.

Сначала вам придется запастись некоторым терпением. В первый месяц  учебы вы не сыграете ни одного звука. Поспешность на этом этапе – самая распространенная ошибка в методике обучения музыке. Для того чтобы стать классным музыкантом, нужно иметь хотя бы минимальный запас общих сведений о том, чем вы, собственно, начинаете заниматься.

Мы понимаем ваше нетерпение, но излишняя поспешность в самом начале тормозит дальнейшее развитие, а не ускоряет его.

Если вы помните, еще сто лет назад обучение грамоте было очень трудным делом. Учились грамоте несколько лет. А сейчас любой первоклассник уже через три месяца учебы умеет писать и читать.

Что же, дети сейчас такие умные? Да нет. Просто создана более эффективная методика обучения. Когда вы впервые пришли в школу, вас начали учить читать и писать далеко не сразу. Сначала вас научили делить речь на слова, а слова на слоги и звуки, научили рисовать разные схемы, кружочки и палочки. Вас готовили соответствующим образом, чтобы дальше вы быстро и просто научились тому, чему без соответствующей подготовки ваши бабушки и дедушки учились несколько лет.

Так же строится обучение в Академии. Сначала идет подготовительный этап, когда мы даем те знания, без которых ваше движение вперед было бы очень затруднено.

Поэтому ни в коем случае не пропускайте этот начальный этап, думая, что если вы уже как-то владеете гитарой, то вам он и не нужен. НУЖЕН, И ОЧЕНЬ!

Мы не будем ничего ломать из того, что вы уже достигли и что наработали до учебы у нас. Мы очень бережно и уважительно относимся к тому потенциалу, которым вы уже, возможно, обладаете. Это ваш и только ваш «ЗОЛОТОЙ ЗАПАС»! И мы очень ценим труд, который вы приложили для достижения этого уровня. Но почти наверняка ваши знания и умения нуждаются в некоторой корректировке, перестроении и систематизации.

Мы восполним пробелы и «белые пятна» вашего образования. Мы поможем устранить трещины и неровности того фундамента, который вы уже успели построить. И все это для того, чтобы в дальнейшем могло получиться великолепное, сияющее здание вашего необыкновенного искусства! Ведь понятно, что стоит оставить хоть маленькую трещину в основании небоскреба, и он получится «кривобоким», а то и вовсе рухнет. Вашему гитарному искусству обязательно нужен прочный и основательный фундамент.

Самый же интересный этап вашего образования  начнется на третьем курсе, когда вы уже будете готовы воспринять самые сокровенные и уникальные знания. Но не думайте, что до того момента мы будем вас учить как-то не так. Просто система будет постепенно раскручиваться подобно спирали, охватывая все больший и больший диапазон граней вашей личности, пока вокруг вас не возникнет чудесный мир, пронизанный талантом и успехом!

Итак, давайте поговорим, что же требуется от вас для того, чтобы уже сейчас запустить механизмы этой системы.

Начнем с того, что ваше образование является не односторонним процессом, при котором мы работаем и даем вам знания, а вы всего лишь их пассивно усваиваете. Любой хороший процесс обучения всегда представляет собой своего рода тандем учителя и ученика. И от того, насколько хорошо будет работать этот тандем или, союз, будет очень и очень во многом зависеть успех вашего образования.

Теперь давайте разберемся во внешней, технической стороне обучения: как выглядит обучения со стороны.

Вслед за этой Вводной лекцией через определенные промежутки времени вы будете получать наши лекции. Каждая следующая лекция будет вам высылаться раз в неделю. За неделю Вам нужно проработать пришедший материал определенным образом, чтобы получить от лекции максимальный эффект.

Это связано не только со специфической последовательностью материала, с определенными темами и задачами, но и с необходимостью дать вам возможность определенным образом проработать материал, осмыслить его, иначе говоря, вжиться в каждую конкретную тему и вопросы, обсуждаемые в ней, а затем и успеть освоить ее практически.

Так лекции будут приходить на протяжении всего Первого курса обучения. На Втором и Третьем курсах интервалы между лекциями будут другими.

Все лекции каждого курса пронумерованы в возрастающем порядке. Обращаем Ваше внимание, что Вам нужно следить, чтобы нумерация лекций была непрерывной, как и нумерация страниц внутри каждой лекции. А кроме того, на последней странице каждой лекции мы обязательно ставим пометку «КОНЕЦ ЛЕКЦИИ». Эта пометка будет показывать вам, что вы получили все странички лекции до самой последней, что при раскладке вам ничего не забыли положить.

В среднем объем каждой лекции составляет примерно 10 страниц такого формата. Это соответствует примерно 30 обычным книжным страницам. Хотя вы периодически будете получать то значительно более объемные лекции, то сравнительно небольшие практические задания. Но при этом не следует думать, что более объемная лекция предполагает и более сложную и долгую работу с ней. Часто небольшой объем материала может иметь очень большое значение и оказаться гораздо более трудным в освоении.

Но не пугайтесь – все это мы вам рассказываем лишь для того, чтобы вы представляли, почему мы выделяем для освоения каждой лекции свое строго определенное время. Сам же процесс обучения построен так, чтобы он не мешал вам жить, заниматься вашими обычными, повседневными делами или учиться еще в каком-либо учебном заведении. А главное, чтобы он проходил естественно и был приятен!

И запомните: НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Вам может казаться, что вы все предельно ясно поняли в той или иной лекции, во всем досконально разобрались, что вы уже все очень и очень хорошо выполнили и проработали. А следующей лекции все нет и нет. Не переживайте – причин для волнения нет! Очередная лекция обязательно придет.

 Кроме этого вам будут высылаться видеоматериалы. В первом семестре обучения видеоматериалы высылаются вместе с Пятой учебной лекцией. Дальше видеоприложения высылаются вместе с Первой лекцией каждого нового семестра.

Поскольку бандероли и посылки идут по почте несколько дольше, чем обычные письма, не волнуйтесь, если Пятая лекция поступит к вам не в привычный день, а на 2-3 дня позже.

На записях видеоприложения показываются все практические задания – все то, о чем мы подробно рассказываем вам в наших лекциях. Это очень важная часть обучения, так как вы должны слышать и визуально представлять себе все, о чем мы говорим с вами. В то же время наш курс отличается от тех видеошкол, которые продаются в музыкальных магазинах.

К сожалению, подобные видеошколы часто созданы наспех, без определенного, выверенного плана, без необходимых знаний и опыта тех, кто берется за это непростое дело.

Кроме того, не будешь же целый DVD-диск просто рассказывать теоретический материал. Поэтому многие теоретические вопросы остаются «за кадром».  А это ведет за собой непонимание важных вещей. И поэтому результат, как правило, получается плачевным – человек покупает такой видеокурс, затрачивает средства, вкладывает собственное время и силы, пытаясь его изучить, но, не достигая ожидаемого результата, остается разочарованным в себе.

Наши видеоуроки построены таким образом, что они работают только совместно с лекциями. И наоборот, лекции максимально эффективно работают только тогда, когда они дополнены видеоматериалами.

Вы должны четко помнить о том, что необходимо работать только с той видеозаписью, которая соответствует полученной вами лекции. Вы, конечно, можете просматривать видеокурс и дальше. Но только просматривать. Не стоит на собственный страх и риск самостоятельно что-то отрабатывать, пользуясь только видео. Без лекций этого делать категорически нельзя. Ведь для того, чтобы по-настоящему хорошо играть, вы должны не просто повторять то, что видите, а понимать каждый свой шаг, каждое свое движение. А без материала лекций такого понимания возникнуть не может. Мы очень хорошо понимаем ваше нетерпение и любопытство – это замечательные качества. Ведь если у человека они отсутствуют, значит, он заболел или с ним что-то не в порядке. Но все-таки, НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Всему свое время.

Мы тоже будем знать о ваших успехах. Мы будем наблюдать за вашим ростом по результатам ваших письменных контрольно-тренинговых работ, вашим самоотчетам, которые вы будете присылать нам в конце каждого полугодия, а также аудио или видео-записям вашей игры.

Такие записи вы будете делать по нашему заданию в определенные моменты обучения. Присылать их  желательно каждые полгода вместе с самоотчетами, тогда мы сможем анализировать вашу игру и давать свои рекомендации в процессе обучения.

Но мы понимаем, что кому-то из наших студентов сделать запись на видеокамеру непросто. Не у каждого есть видеокамеры или фотоаппараты с функцией видеозаписи, и не всегда их можно взять напрокат или найти еще каким-нибудь образом. Поэтому мы просим обязательно присылать нам видеозаписи только в конце года, после того как выполните последнее экзаменационное задание – всего один раз.  Конечно, в этом случае рекомендации, выданные вам, будут запоздавшими, но лучше поздно, чем никогда!

И еще. Только получив от вас запись дипломных пьес, мы сможем выдать вам предусмотренные документы об окончании обучения в Академии: Сертификат об окончании Базового курса гитары после окончания первого курса обучения и Диплом об окончании Академии.

Если же создание видеозаписи для вас не проблема – лучше прислать первую запись в конце первого семестра, записав хотя бы одну пьесу – любую из предложенных для изучения.

Вы можете записать и любую другую пьесу – не только из нашего курса. Но обязательно это должна быть новая пьеса в вашем репертуаре, выученная после того, как вы выработаете правильное положение рук и усвоите другие принципы, о которых мы рассказываем в лекциях.

Записывать пьесы, которые вы выучили давным-давно, не нужно. В них обязательно «вылезут» проблемы, наработанные вами до поступления в Академию. А мы будем думать, что вы недостаточно хорошо усвоили материал.

Лучше всего разместить записи контрольных пьес на одном из файлообменников или сайтов, позволяющих выложить свои видео Интернет, и прислать нам ссылку и свой самоотчет  на почтовый ящик .

Мы подчеркиваем, что только взаимодействие  всех элементов системы дает полноценный результат. Поэтому в ваших же интересах построить ваше образование так, как мы это рекомендуем. Спешка, недоработки, несоблюдение последовательности и очередности в работе могут сказаться самым негативным образом на результатах.

Поскольку лекции вы получаете по почте, то вам необходимо следить за нумерацией получаемых лекций. Как мы уже говорили, на протяжении всего курса нумерация лекций непрерывно возрастает. И если вы получили, например, вслед за 5-й сразу 7-ю страницу лекцию, то это означает, что почта утеряла одно из отправленных вам писем. В этом случае не стоит волноваться. Вам необходимо обратиться в Академию по E-mail или телефону, и мы еще раз вышлем вам недостающую лекцию совершенно бесплатно.

В Первом семестре у вас будет идти только один курс лекций, поэтому следить за нумерацией будет просто. В последующих семестрах будет идти несколько параллельных курсов с разным количеством лекций и разными графиками их отправки, поэтому следить, все ли нужные лекции дошли до вас, удобнее, если вы будете периодически заходить в свой личный кабинет на сайте www.aguitar.ru. Логин и пароль от личного кабинета придет к вам вместе с сообщением о зачислении в Академию. Если же после вашего сообщения об оплате такое письмо к вам по каким-то причинам не придет (например, фильтр вашей почты может принять его за спам – такое иногда бывает), напишите нам, и мы продублируем это письмо.

Единственная просьба: так как мы обеспечиваем лекциями и другие курсы нашей Академии, то в своем запросе на повторную отправку лекции вы обязательно должны указать вашу фамилию, имя, город, в котором вы живете, на каком курсе Академии вы учитесь, какой предмет изучаете и какие лекции  получили, а какие нет.

Вполне возможно, что в процессе обучения что-то из материала лекций может оказаться непонятным и у вас могут возникнуть различные вопросы. Вы можете их задать в письме, отправленном наиболее  удобным для вас способом: либо через специальное окно на сайте Академии, либо  через любую почтовую программу на наш почтовый ящик   – это специальный адрес для консультации студентов.

Вы можете задать вопросы на "Гитарном форуме" Академии, который расположен в Интернете по адресу http://guitarforum.ru. Для консультаций предназначен специальный раздел – Консультации. Если вы еще не являетесь участником форума, вы регистрируетесь в разделе "Регистрация". Потом, когда у вас уже есть свое имя на форуме, вы направляете нам письмо по электронной почте, в котором указываете ваши имя и фамилию (настоящие) и имя, под которым вы зарегистрировались на форуме. Мы будем знать, что под этим именем на форуме зарегистрировался наш студент, и будем отвечать на ваши вопросы.

Кроме того, войдя в свой личный кабинет на нашем сайте www.aguitar.ru и изменив в нем настройки, вы можете получить на форуме подпись «студент Академии», чтобы не только мы, но и другие знали, что вы учитесь в Академии.

Но даже после этого, отправляя нам письмо по электронной почте, пожалуйста, не забывайте подписываться.

На нашем сайте http://aguitar.ru указаны еще два почтовых ящика, на которые вы можете направить информацию:

  •  – общий, для любых вопросов и пожеланий;
  •  – для вопросов по оплате обучения.

Наконец, вы можете направить свои вопросы обычной почтой, хотя в наш век электронные сообщения доходят несравнимо быстрее и таким образом вы получите ответ на свой вопрос не через месяц, а буквально в течение одного -двух дней.

В процессе вашего образования вам придется периодически отправлять к нам контрольные работы.

Если у вас есть сканер, лучше всего отправлять нам их в отсканированном виде опять-таки на почтовый ящик: Если же сканера нет, отправляйте их обычной наземной почтой.

Обязательно пишите на конверте ваш адрес. Дело в том, что иногда мы получаем совершенно не подписанные конверты с контрольными работами. Да еще и в контрольной не указано, кто ее выполнил. Конечно, в этом случае мы даже не знаем, кто прислал нам контрольную и куда нужно направить сообщение о результатах ее проверки. А ведь вы будете ждать сообщения.

Поэтому будьте внимательны и тщательно указывайте все необходимые реквизиты.

Если во время обучения Вы поменяли место жительства, то нужно оповестить нас незамедлительно, чтобы мы высылали лекции именно туда, где вы находитесь, а вы могли получать их без всяких задержек.

Если же во время обучения вы сменили фамилию, например, выйдя замуж, то нужно до окончания учебного времени сообщить нам об этом, чтобы мы выдали Вам Сертификат или Диплом уже на новую фамилию. Ну а если вы оповестите нас об изменении фамилии при переходе с одного курса на другой, то и лекции вам будут идти уже на нее.

 

По ходу обучения вам нужно будет писать нам письма. Кто-то из вас прекрасно знает, как это делается. А кому-то придется делать это впервые. Давайте договоримся о том, какие правила необходимо соблюдать при составлении таких писем. Дело в том, что даже в наш век электронной почты существуют некоторые нормы общения, которые полезно выполнять. От того, каким будет ваше письмо, будет зависеть не только впечатление о самом письме, но и отношение к его адресату в целом. Ведь лекции, которые вы получаете, мы стараемся сделать максимально понятными и удобными для чтения, и мы хотели бы видеть то же самое в ваших письмах.

  • В письме обязательно должны быть указаны ваши данные – фамилия, имя и город, в котором вы живете.

Мы просим указывать город потому, что среди наших студентов встречаются однофамильцы, живущие в разных городах. И указание места жительства поможет избежать ошибок и недоразумений. Ведь если вы попросите выслать нам страницы лекций, потерянные почтой, а получит их ваш однофамилец, живущий в другом городе, – вам от этого лучше не станет!

В начале или в конце письма вы поместите эту информацию, значения не имеет, но читать, и тем более отвечать на письма, не подписанные никак, не очень приятно. И мы сразу говорим, что оставляем за собой право не отвечать на письма без подписи.

  • Кроме того, в конце письма вы пишете адрес электронной почты, на который мы должны направить вам ответ! Это очень важно!

Письмо, отправленное по адресу первым получаю я сам – Вячеслав Шувалов. Но вопросы часто повторяются, поэтому я могу перенаправить ваше письмо для ответа другим преподавателям. Любой, кто будет отвечать на ваше письмо, должен без труда найти адрес, по которому нужно отправить ответ.

  • Письмо должно быть удобным для чтения. Старайтесь как можно точнее формулировать вопрос или проблему.

Теперь запомните Золотое Правило составления вопросов, каким бы способом вы ни отправляли их нам:

Вопросы необходимо задавать только в такой форме, чтобы мы могли ответить на него одним словом – ДА или НЕТ.

Эта наша просьба вовсе не является следствием нашей лени или нежелания общаться с вами. Это вовсе не значит, что мы напишем только ДА или НЕТ и никак не прокомментируем ответ. Дело совсем в другом.

Стараясь сформулировать ваш вопрос так, как мы сказали, вы тем самым чрезвычайно активизируете процессы своего мышления. Это приводит к гораздо более глубокому и тонкому пониманию не только сопряженных с вашим вопросом вещей, а часто и к самостоятельному нахождению правильного ответа на поставленный вопрос.

На вопрос, заданный в другой форме, мы ответа не даем!

 

В ходе вашего образования вам придется обращаться к нам по самым разным вопросам.

Наш адрес указан в вашем Договоре, но мы еще раз напоминаем его вам:

НОУ «Национальная академия гитары», 454128, Челябинск-128, А/Я-10840.

Наши телефоны: (351)  270-11-47 и 8 (908) 09-11-798.

Наши электронные адреса указаны выше.

Академия – это организация, для которой интересы наших учеников превыше всего. Если у вас в ходе обучения возникнут какие-то замечания или претензии к Академии в целом или к каким-то отдельным ее представителям, то вы можете написать нам, позвонить по телефону или отправить сообщение на один из электронных адресов. Руководство Академии примет незамедлительные меры к устранению появившегося недостатка.

Поскольку наш курс постоянно совершенствуется, мы будем очень признательны, если вы будете писать нам ваши пожелания и замечания. Если что-то в наших материалах окажется вам непонятным, обязательно напишите, этим вы поможете не только себе, но и другим нашим студентам. Ваши пожелания могут довольно существенно повлиять на содержание наших материалов.

Единственная наша просьба заключается в том, чтобы вы не звонили и не писали нам только потому, что вам стало скучно и вы решили просто так поговорить с кем-то из сотрудников нашей Академии или со мной лично. Дело в том, что у нас учится очень много людей из разных уголков России, и при таком количестве учащихся мы не можем просто так, от нечего делать, беседовать с каждым из наших студентов лично. Звоните и пишите нам только в том случае, если у вас действительно есть вопрос или возникла проблема.

 

А теперь нам хотелось бы поговорить об особенностях  обучения в нашей Академии и дать вам несколько практических рекомендаций.

Но для того, чтобы вы нас лучше поняли, мы позволим себе немного отступить и рассказать вам вот о чем.

Все, без сомнения, много-много раз слышали о пирамидах. Скорее всего, вы уже представили себе знаменитые Египетские Пирамиды. Действительно, это первое, что приходит на ум. Но интересно, что эти необычные сооружения находят не только в Египте. А кроме того пирамиды не всегда предназначались для тех целей, для которых их строили фараоны в Гизе.

Одна из самых удивительных пирамид находится в загадочной юго-восточной  Азии - в Анголе. Это, собственно, и не пирамида в обычном понимании, а своеобразный храм, построенный в форме пирамиды. Мы не будем говорить здесь о ее потрясающей красоте, не идущей ни в какое сравнение с египетскими пирамидами. Да вы и сами, наверное, представляете все великолепие знаменитых на весь мир храмов Индии и Востока. Вот только находится она довольно далеко от основных «перекрестков жизни», потому что это гигантское сооружение предназначено совсем для другого.

Назначение этой пирамиды заключается в том, чтобы поднять человека над серым миром обыденности и посредственности, вытолкнуть его на уровень, когда пробуждаются скрытые неведомые силы и поразительные способности, о которых обыкновенный человек не может и догадываться. Достаточно сказать, что для тех, кто достигает подобного уровня, перестает действовать даже такое понятие, как судьба…

Пирамида имеет несколько уровней, каждый из которых представляет собой подобие лабиринта из узких коридоров, выстроенных особым образом. На стенах этого лабиринта вытесаны рисунки, строго скомпонованные в определенной последовательности.

В сущности, это даже не храм, а колоссальная обучающая машина. И каждый год множество паломников приходит сюда, чтобы соприкоснуться с сакральными (сокровенными) знаниями, хранилищем которых является пирамида.

Можно просто пройти по всем ее коридорам. И все – ничего не будет. Можно легко и просто подняться на самый ее верх, минуя все уровни. Для этого потребуется всего лишь несколько минут. Это как раз и делают приезжие туристы. И тоже ничего не произойдет – с чем приехали, с тем и уехали…

Для того чтобы пирамида заработала, надо знать и понимать законы, по которым она действует. И соблюдать их – то есть действовать в соответствии с ними.

Некоторые проводят здесь годы, прежде чем доходят до последнего уровня. Рисунки, выстроенные в определенной последовательности, предназначены для того, чтобы, размышляя над ними, постепенно трансформировать свое сознание. А эти изменения, в свою очередь, приводят к запуску очень тонких и сложных механизмов самых глубинных уровней подсознания. Вот тогда и пробуждаются удивительные силы, дремлющие в каждом из нас. Силы, помогающие полностью раскрыть свое сознание и способные поднять на головокружительную высоту... или сбросить в бездонную пропасть…

На самом верхнем уровне, после последнего рисунка под номером тысяча четыреста шестьдесят, означающего, что человек прошел все обучение полностью, он, наконец, попадает на самую вершину пирамиды. И после долгого времени, проведенного в узких и тесных коридорах, ему открывается самый последний уровень – самый потрясающий, представляющий необыкновенную картину безбрежного неба, и в нем – крохотной песчинки – самой пирамиды.

И вот тут происходит самое удивительное. Все знания, полученные на всех уровнях обучения, все внутренние изменения, происходившие и накапливавшиеся в результате долгих и глубоких раздумий, складываются воедино, давая то, чего невозможно достигнуть никаким иным способом. Происходит лавинообразный процесс, подобный разряду молнии. У разных народов и в разных культурах это называется по-разному – второе рождение… просветление… озарение…  очищение… катарсис…

Но это происходит в одном и только в одном случае – если процесс обучения происходил правильно!!!

Обучение в нашей Академии тоже построено определенным образом. Все занятия, лекции и контрольные задания работают по строгим внутренним законам. И нарушать эти законы не стоит. По крайней мере, для вашего же блага.

Конечно, вы можете учиться кое-как. Можете только читать лекции и ничего не делать из того, что мы будем вам рекомендовать. Вы можете, наоборот, не читать лекции, а только играть некоторые из предложенных нами пьес. То есть можете игнорировать все наши советы. Это ваше дело.

Вы можете выполнять наши рекомендации, но делать это по-своему. Это тоже ваше право. Мы не можем вам помешать в этом.

Вы даже можете постараться найти кого-то из старшекурсников и, выпросив у него все лекции Первого курса, разом прочитать их. Мы не будем осуждать вас за это.

Но знайте, что тогда вы просто не включите те скрытые пружины, те механизмы, которые призваны работать на вас и  должны привести вас к Успеху. И, значит, вы уподобитесь тем туристам, которые просто прогулялись по «Пирамиде» и ушли ни с чем. И если вы из их числа, то можете остановиться и не читать дальше эту лекцию.

Но мы абсолютно точно знаем, что среди наших учеников всегда находятся те, кто готов полностью довериться нам. Знайте, что в нашей Академии мы даем знания таким образом, что каждый, по-настоящему воспринимающий их, неизбежно начинает понимать законы гитарного искусства и музыки вообще.

И вот для тех, кто действительно хочет достичь очень и очень хороших результатов и готов скрупулезно выполнять все наши советы, пожелания и рекомендации, – мы продолжим.

 

Рекомендация первая – будет очень хорошо, если вы купите скоросшиватель и начнете подкалывать в него все наши лекции. Поскольку лекции многоуровневые, скорее всего, сначала вы сможете усвоить только то, что готовы усвоить в данный момент. И если через некоторое время вы почувствуете, что ваша техника, звук или понимание музыки не устраивают вас, вам придется вернуться в начало и снова проработать то, что вы уже прошли. Возможно, что некоторые лекции вам потребуются прочитать еще не раз.

Подкалывая наши лекции в скоросшиватель, следите за нумерацией страниц. Все страницы в базовом курсе, начиная с этой лекции, будут нумероваться непрерывно в возрастающем порядке.

 

Рекомендация вторая – приступая к занятиям гитарой, вы должны помнить, что искусство вообще является тем родом деятельности,  где точность, аккуратность, собранность и пунктуальность являются чрезвычайно важными качествами, приводящими художника, обладающего ими, к исключительному мастерству, и, следовательно, к успеху! А музыка является самым высоким и избранным видом искусства из всех остальных, по общему мнению – это вершина творчества вообще!

Эти качества должны стать вашей неотъемлемой чертой, поэтому вы должны выполнять все наши рекомендации как можно точнее. Особенно, если вам кажется, что материал лекции вам знаком. Ведь в этом случае человек часто относится к материалу невнимательно. Ему кажется, что он и так «все» знает. А то, что не знает, – не так важно. Но для настоящего профессионала в своем деле мелочей нет! И если вы хотите стать настоящим профессионалом в гитаре – будьте внимательны к мелочам.

Настоящего профессионала видно по тому, насколько красиво и аккуратно он делает свое дело. Стремитесь к профессионализму в любом деле, за которое вы беретесь, и успех в жизни вам будет обеспечен.

И, конечно, все письма к нам и все контрольные работы должны быть выполнены и оформлены очень аккуратно.

 

Рекомендация третья – где бы вы ни учились, в том числе и у нас, никогда не старайтесь ничего запоминать, перегружая свою память. Студенты, изучающие музыку в консерватории, вынуждены заучивать на память огромное количество специальных терминов, правил и еще массу всякой всячины.

Великий Эйнштейн же говорил, что он не такой глупец, чтобы тратить силы на запоминание всяких мелочей, о которых можно в любую минуту узнать в любом справочнике. Поэтому не старайтесь ничего зубрить.

Но призывая вас избегать ненужного запоминания, мы не призываем вас к бездельничанью. Нет и еще раз нет! Мы предлагаем, чтобы вы все свои силы, высвобожденные от тупого запоминания, вы направили на ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ПРОИСХОДЯЩЕГО, то есть на поиск ответов на вопросы: почему именно так, а не иначе? А можно ли это сделать по-другому? Что здесь от чего зависит? И т. д.

 

Рекомендация четвертая – заведите дневник. Да-да, дневник, в который вы будете записывать свои достижения. И делайте в нем записи почаще.

Хотя бы раз в неделю вы должны записать свои впечатления о занятиях гитарой:  что вам нравится, а что не устраивает в вашей игре, что получилось, а что дается с трудом, над чем стоит поработать побольше, записывайте в него свои сомнения и трудности, но главное – записывайте все свои достижения! Получилось хорошо сыграть пьесу – запишите. Почувствовали, что начало получаться то, что раньше не получалось – запишите.

И обязательно записывайте, если вам удалось поиграть перед зрителями, даже если это ваши родители, муж или жена, а уж тем более если вы играли перед друзьями или на сцене. Обязательно записывайте свои впечатления от игры и то, как оценили ваше выступление слушатели.

Дневник поможет вам реально оценивать свои успехи, не завышать и не занижать их. В трудную минуту вы всегда можете обратиться к нему, перечитать и лишний раз напомнить себе, что вы очень способны, раз смогли сделать так много, научиться всему этому. А раз смогли это – сможете еще больше!

В случае же неудачи дневник помогает «выписать» плохие впечатления, снять горечь неудачи, проанализировать ошибки.

В общем, дневник – вещь очень полезная не только для писателей. Многие выдающиеся люди, достигшие экстраординарных результатов, в том числе в искусстве, говорили, что именно ведение дневника помогло им достичь вершин творчества.

Кроме того, в конце каждого курса мы просим студентов прислать нам небольшой самоотчет о своих успехах. Если вы не будете вести этот дневник, то составление такого самоотчета может оказаться для вас достаточно сложным делом. Ведь большинство людей  очень легко забывает свои успехи. Но только успехи поддерживают наше желание заниматься любимым делом и дают силы для этого. И только тот, кто умеет видеть свои успехи, может добиться реального преуспевания.

 

Рекомендация пятая – если вы пришли учиться к нам, уже умея как-то играть на гитаре, сделайте для себя контрольную запись вашей игры сейчас. Пусть это будет всего две-три пьески (или песни), которые получаются у вас лучше всего. Не нужно записывать весь свой репертуар. Мы только что говорили, что вас должны интересовать, в первую очередь, ваши наивысшие достижения.

Это вам нужно для того, чтобы, делая время от времени такие контрольные записи, вы могли сами понять, насколько улучшилась ваша игра.

 

Рекомендация шестая – обучаясь в нашей Академии, нельзя сачкануть и кого-то обмануть, кроме самого себя. Ведь вы пришли сюда, чтобы реализовать свою мечту.

Мы еще раз хотим подчеркнуть, что здесь мы даем такие знания и даем их таким образом, что всякий, действительно понявший их, неизбежно становится успешным человеком в музыке, и не только в музыке.

В Академии не надо никому НА СЛОВАХ доказывать, что вы очень стараетесь в учебе. Здесь все просто до невозможности – или вы овладеваете гитарой, достигаете желаемого, или нет. Вы можете даже стать  очень знаменитым гитаристом, потому что действительно очень старались научиться великолепно играть, а можете  никогда не стать таким, потому что вам только казалось, что вы очень стараетесь.

И не стоит сетовать, что у вас какие-то не такие, как вам хотелось бы, способности к музыке, нет каких-то условий для успешного освоения гитары.

По этому поводу мы хотим напомнить вам одну притчу.  Жил был человек, который считал, что его жизнь невыносимо трудна, и он из всех сил молил Бога, чтобы тот снял с него тяжкий крест и облегчил его жизнь. Он молил так долго и так усердно, что Бог услышал его и прислал к нему своего посланника. Посланник взял молящего и доставил в какое-то помещение. Там посланник предложил: «Вот видишь, здесь стоят те кресты, которые люди несут на себе. Ты говоришь, что твой крест очень тяжек, так выбери себе другой!» Молящий очень долго перебирал кресты и, наконец, в самом дальнем углу нашел очень маленький, очень легонький нагрудный крестик. Взяв его, он сказал: «Я хотел бы носить на себе вот этот крест». На что посланник ответил: «Но это и есть тот крест, который ты несешь по своей жизни!»

Каждый человек считает, что его жизнь трудна. Каждый хочет, чтобы талант и признание «свалились ему на голову сами». Поэтому редкий человек говорит себе, что он недостаточно упорен и настойчив. Редкий человек упрекнет самого себя в бездействии и лени. На каждый случай бездействия и лени у нас есть оправдание.

Но если вы хотите достичь успеха, то должны понять очень простую вещь – экзамен у вас будем принимать не мы, а ваши слушатели. Оценивать вас будет сама жизнь!

После каждой лекции вы сами должны принимать экзамен у самого себя! Не мы, а вы должны стать для себя главным экзаменатором! Это вам нужно научиться действительно хорошо играть, а не нам! Вы должны следить за тем, что вам непонятно в наших лекциях, и вы должны требовать от нас, чтобы мы еще раз объяснили вам непонятные места.

 В жизни неважно, как сильно вы старались, важен только результат. Когда вы прыгаете через канаву, то не имеет значения, на сколько вы не допрыгнули до противоположного края. Кто-то не допрыгнул целых два метра и провалился в нее. А вы, может быть, не допрыгнули всего лишь один миллиметр, но именно этот миллиметр стал для вас роковым. Это очень обидно, но что  поделаешь?!

Запомните – в вашей жизни вы не должны ПЫТАТЬСЯ допрыгнуть до успеха, вы не должны СТАРАТЬСЯ это сделать, вы ДОЛЖНЫ ДОПРЫГНУТЬ! Допрыгнуть, во что бы то ни стало! Это нужно не только в гитарном искусстве, это нужно для осуществления любой нашей мечты.

Среди наших учеников есть люди самого разного возраста и социального положения. У нас учатся не только студенты, но и бизнесмены, банкиры и даже директора предприятий. Самое интересное, что, несмотря на недостаток времени, лучше и быстрее всего осваивают гитару именно они. Сказывается привычка разбираться во всем досконально, делать любое дело максимально хорошо. И именно эта привычка позволила им занять соответствующее их жизненным правилам положение в обществе.

Мы советуем последовать их примеру и воспитать в себе ПОТРЕБНОСТЬ, выполнять любое дело, за которое вы беретесь, более чем на 100%. Это правило будет полезно вам не только в обучении игре на гитаре. Без него невозможно достичь серьезных успехов в любой деятельности.

 

Рекомендация седьмая – получив от нас новую лекцию и приступив к ее изучению, не стоит ничего конспектировать. Лучше прочитайте наши лекции еще и еще раз. А самое главное – старайтесь полностью понять то, о чем мы говорим, и выполнить все рекомендации на 101%. Рекомендации мы будем давать в каждой лекции, но уже сейчас мы хотим обратить ваше внимание на самые главные моменты.

Годы нашей работы показали удивительную вещь: как бы внимательно наши студенты не читали материал, в каждой лекции обязательно остается несколько строк, которые остались незамеченными. Конечно, у каждого они разные, но они есть у всех. Такое ощущение, что во время чтения кто-то закрывает часть текста перед глазами нашего ученика и он вообще его не видит.

От этого часто возникают всевозможные вопросы и недопонимание. Когда же в ответ на эти вопросы мы указываем студенту на пропущенные строчки лекций, он от удивления раскрывает глаза и говорит, что сам не может в это поверить.

Мы понимаем, что не злой волшебник закрывает строчки от наших учеников, а их собственный мозг. Как можно усовершенствовать свой мозг, мы рассказываем не в базовом курсе, а в других курсах, поэтому здесь мы дадим лишь краткие советы. Вы можете их не выполнять вообще. Вы можете выполнить только часть из них. Вы можете их выполнять все, но не очень точно. Это ваше дело. Но помните, что вы сами хотите научиться играть на гитаре как можно лучше. Поэтому прислушайтесь к следующим рекомендациям.

 

  1. Читать лекцию надо очень неспешно. От абзаца к абзацу. Останавливайтесь после прочтения каждого абзаца и убеждайтесь в том, что никаких слов и никаких предложений во время чтения вы не пропустили.
  2. Каждая лекция должна быть прочитана как МИНИМУМ ТРИ РАЗА и именно так, как я сейчас сказал. При каждом прочтении важно найти что-то новое в тексте лекции, что было пропущено в прошлый раз. Но, чтобы это удалось, надо опять-таки читать спокойно и вдумчиво. Схема работы с лекцией должна строится таким образом: вы внимательно прочитываете лекцию первый раз и  откладываете ее на сутки; через сутки вы обязательно должны перечитать ее второй раз; третий раз необходимо прочитать лекцию еще дней через пять.
  3.  Первый раз мы вам советуем прочитывать лекцию как бы «с птичьего полета», то есть обзорно. Это означает, что вы не спеша читаете весь материал лекции целиком, даже если отдельные моменты вам могут показаться не совсем понятными. А вот второй и третий раз лекция обязательно изучается предельно детально, от абзаца к абзацу. Вы не должны двигаться к следующему абзацу до тех пор, пока полностью не разобрались с предыдущим и не поняли его до конца.
  4.  Выполняйте все предложенные задания в том порядке, как они изложены в лекции. Не переходите к следующему абзацу, пока не закончили беседу с предыдущим абзацем. Это невежливо и может плохо для вас кончиться.
  5.  Если какой-то абзац заставил вас задуматься, проанализировать свои умения, немедленно остановите чтение и, не откладывая в долгий ящик, проделайте то, что считаете нужным.
  6.  Возникшие в голове мысли – это самое главное и самое важное, что может быть! Только эти мысли двигают вас вперед. Какими бы совершенными ни были наши лекции, если они не затронут вашу душу, не разбудят ваши мысли, не подвигнут вас на понимание и отработку каких-то моментов в ваших взаимоотношениях с музыкой и гитарой, – они останутся для вас бесполезными.
  7.  Если вы читаете три минуты и отрабатываете то, о чем прочитали три часа, то это прекрасно! Если вы действуете наоборот, ТО ЭТО УЖАСНО! 
  8. После того как вы неспешно побеседуете со всей лекцией как минимум три раза, обязательно поиграйте. Здесь мы не имеем ввиду игру на гитаре. Станьте ребенком. Вспомните, как ребенком вы воображали себя водителем машины, танкистом, летчиком и делали все, что делают они. Теперь же вообразите себя гитаристом, а затем преподавателем гитары и играйте так, как играет ребенок. Игра – это самый лучший способ образования.
  9. Сначала вообразите себя гитаристом, пришедшим в концертный зал на репетицию перед концертом. Подумайте, что вы хотите сделать, какие задачи вы поставили сегодня перед самим собой? Как вы хотите добиться их реализации? Подумайте о том, что через некоторое время в этом зале соберутся люди – ваши слушатели и поклонники, которые знают, любят и ценят вас. Что вы хотите им сказать своей игрой, что донести? Какие цели преследуете своим исполнением, в какие удивительные, чудесные, неведомые миры вы поведете их?
  10. Затем переходите к новой игре. Представьте себе, что вас взяли преподавать гитару. Расскажите своим ученикам все то, что вы узнали из нашей лекции. В каком месте лекции вы можете изложить им материал лучше, чем мы изложили его вам? Что является самым главным в этой лекции? На что ваши ученики должны обратить особое внимание? Какие вопросы вам могут задать ученики по ходу вашего выступления? Как вы ответите на эти вопросы? Играйте в учителя с каждой лекцией


Заканчивая разговор о том, как вам лучше всего учиться по нашим материалам, мы хотели бы обратить ваше внимание и на те особенности нашей методики обучения, которые могут показаться вам странными.
 
Первая особенность нашей методики заключается в том, что некоторые места наших лекций будут изложены настолько простым языком, что будет казаться, будто бы лекция написана не для взрослых людей, а для детского сада. Вы должны понять, что мы идем на это не потому, что считаем вас неспособными людьми, и не потому, что нам нравится именно такой стиль изложения, а потому, что Академия должна сделать из вас ассов. Когда вы дышите, то делаете это настолько естественно и легко, что даже сами этого не замечаете. Чтобы стать асом в гитаре, необходимо обращаться с некоторыми понятиями так же легко и непринужденно, как вы дышите. А для этого необходимо,  чтобы эти понятия не просто были вами усвоены, а «вошли в вашу плоть и кровь». Вот поэтому мы и идем на упрощение языка.
 
Вторая особенность – некоторые места в наших лекциях будут повторяться с небольшими изменениями. То, что материал в некоторых местах повторяется, это не недостаток, а специальный прием. С помощью этого приема мы добиваемся закрепления пройденного материала и чувства уверенности в ваших силах.
 
Третья особенность – наши лекции нацелены не на получение диплома, а на конечный результат. Прежде всего, на то, чтобы вы были успешным гитаристом, а возможно, смогли в будущем зарабатывать себе деньги с помощью полученных у нас знаний. Поэтому, если все консерватории мира будут изучать какую-то вещь, а мы не будем видеть, зачем она нужна в реальной жизни и как можно с ее помощью стать хорошим музыкантом, мы не станем вам это преподавать. В то же время, если мы видим полезность какой-то вещи, мы расскажем вам о ней самым подробным образом, даже если ни одно учебное заведение мира этого не изучает.
 
Четвертая особенность – изучение Базового курса гитары – это всего лишь часть того комплексного образования, которое вы можете получить в нашей Академии. Полное образование гитариста вы можете получить за три года. Этого срока нам вполне достаточно, чтобы подготовить из своего ученика самого настоящего виртуоза, научить его всему тому, что должен знать и уметь высококлассный музыкант европейского уровня. Естественно, это станет  возможным только в том случае, если ученик выполнит все наши рекомендации и задания, если он проявит усердие в учебе, если он захочет чего-то добиться в музыке и в жизни.
 

Мы честно признаемся, что не сможем на руках принести вас к успеху. Вы можете прийти к нему только самостоятельно при нашей помощи и поддержке. Но ведь вы действительно хотите этого, иначе бы не пришли учиться к нам! Взрослого человека нельзя ни чему научить. но он может всему научиться сам, если ему рассказать, как это можно сделать. 

 КОНЕЦ ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ.

к началу ↑