Вводная лекция Базового курса гитары

 

Вводная лекция Базового курса гитары

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас скачать Вводную лекцию в формате документа Word, обязательно распечатать её на принтере и прочитать с бумажного носителя. Это позволит существенно улучшить восприятие этого материала, по сравнению с тем, если Вы просто прочитаете его с экрана монитора. Пожалуйста, не пренебрегайте этой нашей просьбой  это очень важно! Чтение с экрана монитора для восприятия, анализа и запоминания информации нашим мозгом на порядок хуже, чем при работе с бумажным печатным текстом.

Скачать Вводную лекцию в формате Word (Архив ZIP - 46 Kb):

Ниже мы приводим небольшой фрагмент Вводной лекции, чтобы можно было начать с ней знакомиться. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем Вам найти возможность скачать и распечатать Лекцию, чтобы Вы могли работать над ней с обычных печатных листов. Мы повторяем – это очень важно!

 

Вводная лекция

© Шувалов В.В., 1999-2016
© НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГИТАРЫ, 2003-2016

Здравствуйте!

Национальная Академия Гитары рада приветствовать своего нового ученика!

Мы не боимся назвать Вас так, потому, что, читая эту Лекцию, Вы, в сущности, уже начали учиться у нас. Вы вливаетесь в дружную семью единомышленников – людей по-настоящему увлеченных гитарой. Это удивительная общность людей, не похожая ни на одну другую. Всех их объединяет любовь к этому инструменту, и доброе и бережное отношение друг к другу. Это круг людей, готовых помочь и поделиться своими знаниями и опытом.

За время нашего существования у нас сложились прекрасные дружеские отношения со всеми нашими студентами. И мы очень надеемся, что и с вами у нас сложатся точно такие же замечательные отношения. Мы надеемся также, что в нашем общении с вами мы будем уважать друг друга и в случае необходимости помогать друг другу.

Поступив в Академию, вы будете регулярно получать наши лекции. Мы возьмем на себя ответственность за организацию процесса вашего образования и организуем его так, чтобы он был предельно качественным.

Этот Базовый курс обучения игре на гитаре написан мною – Вячеславом Шуваловым, и вести его буду я сам.

В этой вступительной лекции мы хотим затронуть некоторые очень важные вопросы, касающиеся вашего обучения у нас. Мы могли бы, конечно, сразу просто начать непосредственно с учебного материала, упражнений, пьес… Но это было бы крайне ошибочно!

Дело в том, что этот курс подчиняется определенным законам, в нем заложена особая система, выверенная многими и многими годами практики. Она родилась в результате слияния, синтеза музыки, мирового гитарного искусства и ряда направлений: психологии, медицины, механики, биофизики и других наук, на первый взгляд не связанных непосредственно с гитарой.

Может возникнуть вопрос: а при чем здесь все это, ведь мы собираемся учиться играть на гитаре?

Чтобы было понятно, объясним.

Очень часто при обучении игре на музыкальном инструменте преподаватели пользуются методом прямого показа. Суть этого метода заключается в простом повторении увиденного. Работа строится по принципу: «Делай как я и не задавай лишних вопросов»!

Этот метод сам по себе не так уж и плох. Но, когда он становится доминирующим или еще того хуже – единственным, – это уже очень и очень плохо!

Вы никогда не задавались вопросом, почему люди, которые окончили музыкальную школу, не только бросают заниматься музыкой, но часто и вовсе продают свой инструмент или, по меньшей мере, никогда не подходят к нему?

Складывается совершенно парадоксальная ситуация. Огромное количество людей (а по нашим наблюдениям таковых – более 90%) всю жизнь хотя бы где-то глубоко в душе сожалеют о том, что в детстве им по тем или иным причинам так и не довелось учиться музыке. А сколько комплексов рождается в душе человека от этого чувства собственной неполноценности. И в то же время те «счастливчики», которым довелось научиться понимать музыку, и, более того, умеющие играть ее на собственном инструменте своими руками – бросают это дело?! Невероятно, не правда ли!

По результатам наших исследований причина этого кроется именно в описанной выше сложившейся практике преподавания. Ведь если все обучение начинает сводиться к так называемому натаскиванию, то это очень сильно начинает смахивать на дрессуру, да-да именно дрессуру – как обезьянок в цирке…

Но ведь мы-то с вами – люди. И если мы, в своем образовании не будем задействовать наш разум и те законы, по которым он работает, то и результаты окажутся мало отличимыми от того,  что получается с обезьянками в цирке!

Еще Иммануил Кант подчеркивал, что учить надо не мыслям – надо учить мыслить! Но, обучая музыке, нередко не учат даже мыслям. А если и учат, то забивают головы учеников и студентов самой разнообразной, и часто совершенно не нужной информацией, которую можно всегда найти в любом музыкальном справочнике. И при этом проходят мимо самого главного – развития себя как Личности.  Мы развиваем наши руки, иногда интеллект, но постепенно гибнем как Личность. А ведь именно личность в первую очередь ценится в искусстве. Если нет личности – нет и настоящего искусства!

И еще. Процесс обучения может осуществляться, как минимум, по трем самостоятельным, но взаимосвязанным между собой системам. Как правило, тот или иной преподаватель предпочитает использовать какую-то одну из них. Более того, многие даже и не знают о том, что существуют какие-то другие системы обучения, кроме той, которой они пользуются всю свою жизнь.

Мы используем все три в их тесной взаимосвязи. Несколько позднее мы вам обязательно расскажем об этих системах. Да вы и сами со временем, надеемся, все поймете. А сейчас просто поверьте нам на слово и запомните – все они уже начали работать на вас!

Не стоит думать, что мы являемся первооткрывателями необычных, нетрадиционных систем обучения и образования. Нет. Подобные системы существовали и раньше. Другое дело, что за последние десятилетия в науке произошли колоссальные сдвиги, сделаны потрясающие открытия и получены новые удивительные данные о человеке и его возможностях. Вещи, казавшиеся незыблемыми и окончательными, претерпевают огромные изменения.

И вот с позиций этих новых открытий мы и подходим к процессу образования. Но, конечно же, на пустом месте никогда ничего не бывает. Невозможно, чтобы выросло дерево, но не было бы корней.

Думаем, что вы, слышали о величайшем виртуозе, легендарном итальянском скрипаче Никколо Паганини. Это имя до сих пор является символом музыкального гения в его предельном проявлении.

Но величие Паганини определялось не только его гениальной одаренностью и тем титаническим трудом, который он приложил для развития своего таланта, но и его особой удивительной способностью проникать в потаенные глубины человеческой психики, скрытые резервы сознания, что позволило ему открыть поразительные механизмы, неизвестные науке того времени.

Биографы Паганини считают, да и сам он не раз это подчеркивал, что в результате невероятного труда он наткнулся на особую систему, дающую необыкновенные результаты. Он очень хотел открыть ее людям, но, движимый чувством страха, что тогда многие сумеют сравняться с ним и даже превзойти его по мастерству, так и не решился до конца жизни это сделать.

Один из его биографов писал: «Очень часто в беседах со мной Паганини возвращался к одному и тому же, что когда он оставит сцену и уйдет на покой, то из глубины своего уединения откроет миру свою музыкальную тайну, которую не знает ни одна из консерваторий. Обладание же этой тайной позволит каждому юноше развить свое искусство в течение трех лет, в то время как теперь на это требуется почти десять лет».

У Паганини за всю жизнь было всего два ученика. История одного из них очень и очень интересна. Она описана абсолютно во всех книгах, посвященных этому легендарному скрипачу.

Эта история о Гаэтано Чанделли.

На протяжении очень долгого времени он играл на виолончели, считался весьма посредственным музыкантом и не мог привлечь к себе внимания. Но вот в 24 года при довольно необычных обстоятельствах судьба свела его с Никколо Паганини.

Чанделли настолько понравился ему как человек, что между ними завязалась дружба, и Паганини решил помочь другу. Как вспоминал сам Паганини, играл Чанделли ужасно, немилосердно драл струны и издавал невероятные душераздирающие звуки. Гаэтано получил всего три урока у Великого маэстро, за которые Паганини познакомил виолончелиста со своим открытием.

Этого оказалось достаточно, чтобы уже через три дня Чанделли стал совершенно другим человеком. А через несколько месяцев полностью изменилась и его игра. Через три года Чанделли стал лучшим виолончелистом Италии и все более и более удивлял современников глубиной и совершенством своей игры…

Когда игру Паганини услышал молодой венгерский пианист Ференц Лист, он был настолько потрясен, что закрылся дома, заколотил входную дверь гвоздями и не выходил из него несколько месяцев, занимаясь, как сумасшедший. Но все это время он не просто занимался – он пытался разгадать секрет Великого скрипача. Он настолько занялся самосовершенствованием в своем уединении, что даже еду ему приносила служанка и передавала через маленькое окошечко, прорезанное в двери.

Лист оказался очень проницательным человеком и гениальнейшим музыкантом. Подобно Никколо Паганини, он выработал уникальную систему занятий, открыл неизвестные принципы развития способностей и в результате стал еще одной легендой музыки на все времена.

…Когда Ференц Лист, наконец, выдернул гвозди из двери своего дома, он предстал потрясенным современникам в совершенно другом качестве. Теперь это был музыкант, которого еще не знал мир. Каждый концерт виртуоза был настоящей сенсацией, лучшие концертные залы просто ломились от публики, а фурор от его игры был сравним разве что с эффектом разорвавшейся бомбы! Администрация часто даже боялась, что публика разнесет зал…

У Ференца Листа занимался известный чилийский пианист Клаудио Аррау, перенявший принципы, открытые феноменальным венгерским виртуозом (близкие некоторым упражнениям Раджа-Йоги). Теперь в Барселоне есть специальный «Институт Федора Аберастури», созданный ученицей К. Аррау - Н. Аберастури, который использует в работе с самыми избранными виртуозами со всего мира эти удивительные принципы.

Мы знаем о них! И мы постепенно, шаг за шагом, будем рассказывать вам об этом...

 

На этом мы останавливаем наш рассказ о принципах обучения гитаре в Академии.
Продолжение Вы сможете прочитать, если скачаете Вводную лекцию полностью >>

к началу ↑