Музыкальный слух: мифы и реальность
Существует распространенное мнение, что музыкальный слух – это что-то почти уникальное – дар Божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.
Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил".
Действительно ли это такая редкость – музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие – нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?
Содержание:
Что такое музыкальный слух?
Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.
Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить и воспринимать чужую речь, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.
Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.
У всех ли он есть?
Отсутствие музыкального слуха – такая же редкость, как, например, врожденная слепота. Таких людей сразу видно, они странные и окружающие стараются избегать их так же, как, например, людей без чувства юмора.
Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Конечно, нет! У каждого человека, который научился говорить, есть музыкальный слух! Потому что речь – это интонационный процесс. Мы же не говорим, как роботы.
Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях и о музыкальном слухе судят по умению человека петь. Не умеешь петь – значит "медведь на ухо наступил", "нет музыкального слуха".
Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.
Конечно, музыкальный слух у разных людей развит по-разному: у кого-то лучше, у кого-то хуже. Музыканты хорошо знают, что встречаются люди с абсолютным музыкальным слухом – это когда человек безошибочно может назвать любую услышанную ноту. "Абсолютники" – так их называют – встречаются только среди музыкантов, причем, очень-очень редко. Обычно абсолютниками становятся те, кто начал заниматься музыкой очень-очень рано.
Вот только не нужно думать, что это очень хорошо! Такое "экстросенсорное" слуховое восприятие доставляет хозяину больше хлопот и неприятностей, чем помогает заниматься музыкой. Например, абсолютники не в состоянии слушать скрипачей – им кажется, что все они страшно фальшивят! Они не могут слушать музыкапльные инструменты настроенные не по камертону (тюнеру) – чуть выше или чуть ниже. Это тоже вызывает негатив у человека с абсолютным слухом.
Тем не менее, давайте примем, что абсолютный слух – это стопроцентный музыкальный слух, предельный уровень развития слуха музыканта. И, как говорится, музыкой заниматься такому человеку "сам Бог велел".
Но есть другая крайность – люди, у которых музыкальный слух развит всего на 10 процентов. Как быть с ними?
Никак!
У таких людей просто никогда не возникает желания заниматься музыкой. Они даже слушать музыку не очень любят, и относятся к ней как к некоему музыкальному шуму.
У подавляющего же большинства остальных людей музыкальный слух находится где-то посередине между этими двумя крайностями. Чаще всего он развит от 30 до 60 процентов от максимума. Они вполне успешно могут заниматься музыкой. И при этом слух будет неуклонно развиваться! А при достаточно длительных и настойчивых занятиях даже может приблизиться к абсолютному!
Как проверить свой музыкальный слух?
Если Вы нормально говорите и Ваша речь не усыпляет окружающих – это признак того, что музыкальный слух у Вас есть.
А если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!
И, наконец, если Вы любите музыку, любите слушать ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.
У подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха.
Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.
Но, конечно, музыкальный слух развивается тем скорее, чем правильнее построено Ваше обучение. Если Вы просто бренчите на гитаре, то музыкальный слух будет развиваться медленно и незначительно. При правильно построенных качественных занятиях Ваш музкальный слух будет развиваться несравнимо быстрее и лучше.
Если у Вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к Вам!