Еще не гитара или чему можно научиться на гитаре за четыре месяца

Научиться на гитаре быстроЕсли поискать обявления на тему "научиться играть на гитаре", то чаще всего будет: Научу играть на гитаре за четыре (а то и два!) месяца. Заманчивое предложение. Но только на первый взгляд. Почему? Чем обернется обучение у такого преподавателя? Об этом очень кратко и понятно написал в своей книге "В мире музыкальных инструментов" Сергей Газарян. Это, конечно, не анализ профессионала, но достаточно внимательный взгляд со стороны на проблему обучения гитаре от музыканта, хотя и не гитариста.

Из книги Сергея Газаряна "В мире музыкальных инструментов"

Представьте на минуту, что вы идете по улице и вдруг где-нибудь на заборе или столбе видите объявление: "Даю уроки игры на скрипке. Ускоренный четырехмесячный курс. Телефон..."

Наверняка вы не слишком лестно подумаете о человеке, который написал и вывесил такое объявление.

Действительно, за четыре месяца невозможно научиться играть на скрипке, для этого нужно закончить музыкальную школу, а еще лучше потом поступить в училище или консерваторию. В общей сложности скрипку надо осваивать лет двенадцать. То же самое можно сказать о фортепиано, виолончели и многих других инструментах. Есть инструменты попроще, но все равно они требуют нескольких лет серьезных занятий. Так что насчет объявления мы, конечно же, пофантазировали: никто не осмелится давать столь заманчивое обещание, потому что выполнить его невозможно.

Однако, если речь идет о гитаре, тут и фантазировать не надо: вот они, объявления, и не только на заборах, а даже в рекламных газетах. И никого они почему-то не удивляют. Наоборот, полно желающих поскорее испробовать ускоренный метод на себе. И, хотя за четыре месяца стать гитаристом так же невозможно, как пианистом или скрипачом, тем не менее, многие, прошедшие курс, вполне довольны и не считают, что зря потратили деньги на обучение.

В этом стоит разобраться.

Гитара – инструмент многоликий. Одна из самых распространенных ее ролей – музыкальное сопровождение песни. Научиться простому гитарному аккомпанементу нетрудно, тут действительно хватает нескольких месяцев. Учитель дает то, что обещал, ученик получает то, что хотел. Обе стороны довольны и не имеют друг к другу никаких претензий. При одном условии – если учитель предельно честен. Но, к сожалению, так бывает не всегда.

Попробуем представить себе его вступительные слова, обращенные к новому ученику.

Вариант первый:

- Я научу вас за четыре месяца всему, что может гитара.

Еще лет двадцать назад такое обещание легко могли принять за чистую монету. Да и сейчас, когда гитара широко звучит по радио и телевидению, когда выпускаются альбомы с записями выдающихся гитаристов, все равно находятся люди, верящие таким словам. Но говорить их в наши дни все же рискованно. Поэтому в ходу другой вариант:

- В искусстве гитары есть азы, есть и вершины. За четыре месяца невозможно достичь вершин. Я научу вас только азам, их вполне хватит для того, чтобы петь под гитару песни, но если вы потом захотите большего, вам придется учиться дальше.

Это намного честнее, но и тут нет всей правды.

А вполне откровенным был бы такой вариант:

- Если вы когда-нибудь потом рассчитываете освоить вершины, вам вообще не стоит заниматься у меня, потому что тогда придется забыть все, чему я вас учил, и начинать сначала, ибо дорога к вершинам лежит совсем в другом направлении. Но если вас навсегда устроит только простой аккомпанемент – пожалуйста, я готов.

Учитель не зря дополнил слово "аккомпанемент" определением "простой", потому что настоящее музыкальное сопровождение на гитаре – тоже не легкое дело. Если у вас есть возможность, сравните две пластинки – Булата Окуджавы и Александра Дольского. Оба сочиняют песни, и сами поют их под гитару, но аккомпанируют себе по-разному: Булат Окуджава использует простое сопровождение, которое и вам можно освоить за четыре месяца, а у Александра Дольского – сложный и разносторонний аккомпанемент, доступный лишь профессиональному гитаристу или серьезно занимавшемуся гитарой любителю. Заметьте, я говорю только об аккомпанементе, а не о песнях – они хороши и у того, и у другого, и когда слушаешь Булата Окуджаву, как-то не обращаешь внимания на то, что его пение сопровождается лишь несколькими простыми аккордами и переборами.

И все же повод для размышлений есть. Даже если вы мечтаете только об аккомпанементе, знайте, что и тут возможен выбор между ускоренными курсами и более серьезным отношением к инструменту.

Сергей Газарян