Почему запретили Рихарда Вагнера? Человек загадка

Мария Залесская Рихард Вагнер. Запрещенный композиторЭта статья не касается конкретно гитары и обучения игре на ней, но каждому гитаристу важно не только уметь обращаться с гитарой и играть на ней, но и иметь широкий музыкальный кругозор. Тогда звучание вашей гитары, и наполненность вашей игры будут привлекать слушателей. В конце-концов ведь именно для этого мы учимся играть на гитаре!

Недавно появилась очень интересная книга Марии Залесской "Рихард Вагнер. Запрещенный композитор".

Мы предлагаем вам обязательно найти её, прочитать и составить собственное мнение об этой книге.

Ну а пока вот краткая аннотация к ней:

Рихард Вагнер, пожалуй, самый неординарный и неоднозначный композитор. До сих пор не утихают споры вокруг его творчества, которое у одних вызывает фанатичный восторг, а у других стойкое неприятие. Несомненно одно – гений Вагнера стоит в списке мирового музыкального наследия на одном из первых мест, а его творчество составило целую эпоху в истории музыки. И в то же время в адрес Вагнера-человека раздаются довольно серьезные обвинения. Он – ярый революционер и одновременно патологический должник из-за своей неуемной любви к роскоши. Он – чуть ли не идеолог Третьего рейха и любимый композитор А.Гитлера. Он – олицетворение "черной неблагодарности", "разнузданности нравов", "разрушения чужих семейных очагов". Судьба сыграла с ним злую шутку: после его смерти сама его жизнь превратилась в миф...

--

Кстати, именно Рихарду Вагнеру мы обязаны возникновением современного симфонического оркестра в том виде, как он существу сейчас. И уже даже этот факт дает повод не пройти мимо этой уникальной личности, мимо великолепной музыки, которую подарил миру этот человек!

...История эта случилась еще когда я учился в Уральской Гос. консерватории:

Как это и водится, мы жили в консерваторском общежитии вдвоем с баянистом. К слову, он подрабатывал сторожем по ночам в ближайшем хлебном магазине.

И вот однажды рано утром, когда я еще дремал в постели, приходит мой Сашка и приносит с собой под мышкой виниловую пластинку (тогда еще они были в ходу). Надо сказать, что у нас в комнате стояла супер-навороченная квадрафоническая аудио-аппаратура, которую он умудрился заработать к третьему курсу (ну кто помнит, в те времена такая аппаратура стоила сумасшедших денег)!

Ну так вот. Приоткрываю я, значит, глаза и вижу, что Саня изготовился включить какую-то музыку – ставит пластинку на проигрыватель. И хитро так улыбается.

Ёкарный бабай, думаю, только этого мне не хватало спозаранку! Ведь за каждый день учебы в консерватории, да еще и дальнейших индивидуальных занятий мы так "накувыркивались" со всей этой музыкой, что начинали просто на вес золота ценить каждое мгновение простой тишины и спокойствия!

- Санёк, – говорю я ему так предельно вежливенько, – слушай, а давай еще посидим в тишине пока утро, не включай пока этого "монстра" (имея в виду аппарат).

Но Саня был настроен решительно и заявил, что тут такая чудесная музыка, и что я буду очень удивлен и порадован. А еще, добавил он, я могу под неё подремать и даже помедитировать, тем более, что он не намерен включать её на полную катушку. И кстати, добавил он, играть будет какой-то японец, который исполняет на каком-то суперсинтезаторе (размером буквально с пол-комнаты, как я потом увидел на фото с конверта пластинки) музыку из оперы Вагнера "Лоэнгин".

Ладно, думаю, пусть будет так, куда-ж деваться-то. Тем более синтезатор... японский пианист-синтезаторщик... в общем, интересно... Ну Вагнера-то я знаю – изучали самым подробнейшим образом, слушали-переслушали во всех вариантах, кроме что, естественно, на синтезаторе. А тут – на синтезаторе... интересно, что это будет...

И вот представьте, зазвучала Увертюра к опере, в которой появляется главный герой оперы. Вначале этой сцены звучат скрипки – начинают так тихо-тихо вести мелодию утреннего рассвета и самых первых лучей солнца, выходящего из-за горизонта. Река Шельда. По ней плывет лодка, увлекаемая лебедем, в которой стоит, опираясь на меч, в сверкающих доспехах рыцарь.

И что вы думаете?! Я просто обомлел... Представьте себе – я все это вдруг увидел! Увидел как в фильме: поднимающееся солнце, зеркальная гладь воды, по которой вдруг побежала рябь от подувшего свежего ветерка, плывущий по воде челн и стоящего в нем волшебного рыцаря – Лоэнгрина... Вот лодка медленно подплыла к берегу и Лоэнгрин выходит из неё на берег, прощаясь с лебедем, который уносит лодку прочь... И все это, как наяву, реально, даже не как на экране, а намного явственнее...

Я, буквально открыл рот от удивления и потрясения, подскочил с кровати и не моргая, наверное, очень широко открытыми глазами, уставился на Сашку: – Слушай, – говорю, – это что такое, как такое может быть, это что за музыкант такой?!! И где ты раздобыл ЭТО! Просто чудо какое-то – я ничего подобного не испытывал ни разу, когда слушал нормальный симфонический оркестр, даже под управлением самых именитых мировых дирижеров! А тут на тебе – все как наяву! И все это рождают какие-то сказочные звуки, какого-то синтезатора, пусть даже и супер...

А Саня только посмеивался в ответ... – Вот, – говорит, – раздобыл...

Вот такие бывают "чудеса в решете"!..

P.S. К слову сказать, я потом несколько раз пытался найти в Интернете этого японца с его синтезатором, но как-то не получилось, тем более, что имени его я, естественно, не запомнил – японец же...Может кому-то из вас встречался этот альбом, а если нет, то может быть вам посчастливится разыскать его?

Ну да ладно история-историей, но давайте ближе к нашей теме. Я предлагаю вам постараться раздобыть эту книгу и прочитать её – для знакомства с тем, что называется "История мировой музыки" (а в музыкальных школах и муз. училищах данный предмет традиционно всегда назывался "Муз. литература")! Я считаю очень важным знать историю мировой музыки всем, кто учится играть на гитаре.

Вячеслав Шувалов