Алексей Архиповский. Размышления гитариста

Алексей Архиповский - музыкант нового поколения, нового подхода в исполнительстве, использующий современные возможности и открывший заново балалайку огромному количеству людей. Чему же гитаристы могут научиться у гения балалайки. Конечно, гитара и балалайка - инструменты, на первый взгляд, очень разные, но все-таки они родственники...

Недавно наткнулся в интернете на афишу концерта одного балалаечника – моего бывшего однокурсника. Смотрю – лауреат всяческих конкурсов, заслуженный артист РФ и прочая, и прочая... В общем, заслуг вагон и маленькая тележка! Он всегда был очень ярким музыкантом и виртуозом, со сцены просто не вылезал, объехал еще во времена учебы почти всю Европу с концертами (балалайка там – что для нас диковинные штучки из заморских стран), закончил 5 курсов консерватории всего за 3 года... да и человек он, к слову сказать, всегда был превосходный во всех отношениях...

Ну думаю, вот тебе и раз – тут все говорят о "смерти" балалайки как инструмента, что только благодаря Архиповскому она вдруг возродилась их небытия... А тут оказывается и кроме него есть таланты – концертанты, лауреаты, заслуженные артисты и т.д. и т.п., которые трудятся на столь трудной ниве и тоже не дают угаснуть нашему национальному наследию, успешно продвигают этот инструмент, собирая целые залы слушателей! В общем, обрадовался я очень – связь-то с ним была давно потеряна, набираю в You-Tube его фамилию (как-то раньше у меня не возникало подобной мысли) и сразу попадаю на видеозаписи с его концертов.

Включил один ролик, другой, послушал, послушал... И как-то взгрустнулось мне...

Сижу и смотрю на до боли знакомый, совершенно стандартный, скучный академический концерт народной инструментальной музыки: солист-балалаечник во фраке, за спиной пианистка-концертмейстер за роялем, и все те же вариации на тему плясовых, обработки народных мелодий, переложения классической музыки для балалайки... бряцание, тремоляндо, спиккато, пассажи, аккорды... А чего-то главного-то нет... Одни эмоции и техника... И академизм... А вот души-то и нет...

Короче говоря, загрустил я, увидев эту, набившую оскомину еще в годы учебы, картину... Ничего нового, свежего, интересного и яркого – все то же и все так же, те же приемы, что и у всех остальных, такой же звук, такая же формальная, академическая подача, в общем тоска зеленая...

Посидел так и думаю: наверное, по-поводу НЕ уникальности Архиповского я как-то погорячился... И набрал в строке поиска его имя. Включаю первый попавшийся ролик. Оказалась "Прелесть":

Ну что тут говорить... После ЭТОГО "умерли" все другие балалаечники...

Послушал на одном дыхании! Какая игра, какой артистизм, какой звук, какое чудо музыки рождается под пальцами этого Гения! Все-таки Архиповский уникален и неповторим!

Стал искать информацию о нем...

Натыкаюсь на интервью. Девушка-репортер задает адекватные и умные вопросы. Очень интересное интервью получилось, не банальное, как это часто бывает:

Обратите внимание, Артист называет свои пьесы "Историями"! Ну! А я что говорил! Наши третьекурсники, вы поняли, о чем речь?

Далее он говорит, что очень интересуется философией! Ставьте себе еще одну зарубку на память и делайте выводы!

Нужно обязательно быть настоящим интеллектуалом, быть глубоким, интересным, глубоко наполненным человеком. Только тогда ваша музыка будет наполняться особым "светом", некой "запредельностью", внутренней мудростью и глубиной, будет по-особому дышать, будет нести в себе то "нечто", чего никогда не будет в музыке обычных музыкантов-ремесленников, "лабухов" (музыкантский термин, обозначающий "чемпионов" от музыки, а по сути - поверхностных престидижитаторов). Мне еще в самом начале моего пути в музыке один мой очень хороший друг-гитарист неоднократно говорил: "занимайся философией, без этого ничего не будет, твоя музыка будет пуста и мертва! Надо сказать, что музыканты нередко достаточно ограниченные люди, а это очень-очень плохо... плохо для музыки!" Настоящий музыкант должен быть настоящим философом, должен быть, не побоюсь этого слова, мудрецом – ему должно быть ЧТО сказать своим искусством своим слушателям! Иначе он будет неинтересен, будет предсказуем, стандартен и обычен, будет такой же серый и "плоский", как и все... Философия меняет все, придает объем...Понимаете, о чем я?!

Дальше Архиповский упоминает, что в его жизни были длительные периоды раздумий.

Что это – кризис? Или необходимая остановка в движении, чтобы обдумать, куда и как идти дальше и что делать?

Ясно одно – такие "периоды раздумий" нужны и очень важны для творческого человека! И от них никуда не деться! Главное, правильно их воспринимать и не делать скоропалительных решений и выводов, не торопить внутренне вызревающие события. Мы все такое переживаем в нашем движении по миру музыки. Это нормально – все творцы этому подвержены. Важно начать думать, размышлять и искать, искать, искать... И свет в конце туннеля обязательно сверкнет! Неизбежно!

А еще артист говорит, что учился целых 6 лет одновременно на двух инструментах – на балалайке и на фортепиано. Но в конце-концов выбрал её – любимую. Но время, потраченное на занятия на рояле, уж точно не прошли для него даром – ведь ничего даром не проходит, все идет в общую копилку. И еще не известно, сложился бы Архиповский, каким мы его теперь знаем, если бы не были в его детстве два таких разных инструмента...

И еще очень интересное замечание Алексея – он огромное время посвящает поиску и экспериментам со звуком! Понимаете! Это очень-очень важно! Кстати, об этом же постоянно говорит еще один гений – Томми Эммануэль!

Звук – это ВСЕ в музыке! Не беглость, не техника, не приемы игры, хотя и это очень и очень важно. Но звук – это душа, это суть музыки, её вдохновение, и вдохновение самого музыканта, это то, ради чего нужно все остальное! Архиповский в привычной всем балалайке нашел новый звук от слияния акустического звука и звука электронного! И это новый уровень, иная плоскость творчества, Вдохновение иного порядка!

Тоже делайте свои выводы...

И еще, по-поводу техники, заметьте, Архиповский очень активно использует флажолетную технику, которая у него все время и постоянно перемежается с обычной игрой! Получается изумительное искрящееся феерическое и ни с чем не сравнимое впечатление!

Наши второкурсники, внимание – тоже делайте соответствующие выводы! Мы ведь с вами тоже не просто так столь подробно и глубоко изучаем все премудрости и разновидности игры флажолетами! Это очень нужное и полезное знание и умение!

Вот такие мысли родились...

Ну и в завершение предлагаю посмотреть очень интересное интервью с Алексеем Архиповским на Канале Learnmusic.

Встречи с музыкантами ТАКОГО уровня очень важны и интересны всегда! А главное они полезны, потому что позволяют познакомиться со взглядами и мыслями таких уникальных людей. А это приводит к рождению собственных мыслей "по-поводу" и помогает что-то новое, неведомое, открыть в самом себе и в своем искусстве! Это очень помогает в движении по своему пути в гитаре и не важно, что Архиповский играет не на гитаре!

Итак, смотрим фрагмент встречи с Алексеем Архиповским на Learnmusic:

Я не стал здесь размещать остальные 7 частей беседы с Алексеем Архиповским на Learnmusic. Но если Вас заинтересовала встреча с артистом, Вы сможете найти остальные части в похожих видео. Ну а я желаю вам прияных и полезных минут общения с этим гениальным музыкантом!

Вячеслав Шувалов