Гитары мастера Александра Усова
Мы с большим удовольствием поздравляем наших учеников – Владимира Пьянова, г. Златоуст и Сергея Денисова, г. Екатеринбург, с важным и очень радостным событием в их гитарной жизни: теперь они являются обладателями двух великолепных мастеровых гитар ручной работы замечательного российского мастера Александра Усова! Думаем, теперь их обучение гитаре будет еще более успешным!
Я хотел бы немного подробнее рассказать об этом интересном событии. Начну я с того, что и Владимир и Сергей ждали каждый своего инструмента достаточно долго, потому что, как у любого мастера, заказов у Александра Усова достаточно много и инструмент, всегда приходится ждать. К примеру, Сергей Денисов ждал своего инструмента аж целых два года! Объяснять вам, что такое ожидание, не стоит! Ведь рождения инструмента приходится ждать, ну прямо как рождения ребенка! Каким он родится, каким будет инструмент. Удастся ли он? Будет ли хорошо звучать, да и вообще устроит ли тебя по всем параметрам?
И когда наши студенты попросили разрешения встретиться у меня дома для передачи инструментов, я с радостью согласился, ведь меня тоже буквально распирало любопытство и желание самому прикоснуться к ним, послушать, поиграть, узнать, какие получились гитары. Мне удалось посмотреть и протестировать обе новых гитары. Сначала мы встретились с Владимиром и довольно долго изучали его новый инструмент. А затем, точно так же протестировали гитару Сергея и так же постарались изучить её, оценить её звуковые и игровые качества.
Я хотел бы поделиться своими впечатлениями об этих двух уникальных гитарах, а также чуть поподробнее рассказать о самом Мастере, создавшем эти инструменты. И я не побоюсь этого слова – инструменты мирового класса! Итак, обо всем по-порядку.
Вначале у меня в руках оказалась гитара, сделанная для Владимира. Кстати, в видеоролике встречи Вы услышите, что его гитара сначала оказалась настроенной на полтора полутона ниже, чем нужно, потому что новые струны немного вытянулись, когда гитара ехала ко мне, и её строй понизился. И даже в этом, пониженном строе, меня просто-таки поразила красота, сочность и объемность звучания гитары! Когда я взял её и заиграл на ней, я был просто ошарашен её великолепным, богатейшим тембром! Затем я подстроил гитару и стал играть... И мне вдруг вспомнилась встреча на одном из гитарных фестивалей с выдающимся гитарным мастером Боазом Алькаямом (Boaz Elkayam) – учеником и продолжателем исследований по усовершенствованию конструкции современной классической гитары очень известного в мире гитары профессора Майкла Каша и его соратника Ричарда Шнайдера. Достаточно сказать, что на гитаре Боаза Алькаяма играет крупнейший американский классический гитарист Курт Родармер (Kurt Rodarmer)!
С вашего позволения, я немного отвлекусь и расскажу об этой истории чуть подробнее.
То знакомство с Боазом получилось очень примечательным. Боаз, придерживающийся строгих принципов ортодоксального иудаизма, в тот субботний день, как и положено в шабат, просто лежал в своем номере ничего не делая и почти не реагируя ни на что. Ну это и понятно, раз у него шабат, то и делать ничего нельзя. И вот именно в этот субботний фестивальный день я и попал в его номер, чтобы посмотреть инструмент, который он привез с собой на фестиваль. О, это была удивительная гитара! Она отличалась не только превосходным видом, безупречной работой и изумительной отделкой.У неё была не только купольная нижняя дека, но и верхняя дека представляла собой явный, хотя и чуть меньший купол, то есть, она не была, как обычно, плоской. А её звук! Он был потрясающим – мощным и плотным, исключительно красивым по тембру, насыщенным обертонами, очень густым и объемным.
Я просто не мог оторваться от этого инструмента, настолько я был поражен и захвачен невероятной красотой её звучания! Я играл и играл... В общем, я был просто под гигантским впечатлением от этого инструмента!
Боаз, до того совершенно индифферентно лежавший на кровати, вдруг привстал, внимательно вслушиваясь в мою игру, а затем и вовсе соскочил с кровати. Несмотря на свой шабат, он бросился что-то искать в своей походной сумке. Затем он извлек из сумки CD-диск, подошел и обнял меня. Сначала я не мог понять что с ним такое. Помог переводчик.
Оказалось, что Мастер глубоко потрясен звучанием гитары в моих руках. Он сказал, что слышал всего нескольких гитаристов, обладающих столь превосходным звуком и таким качественным туше, как у меня. А потом подписал и подарил мне фирменный диск с записью знаменитых Гольдберг-вариаций того самого Курта Родармера. Эта запись была сделана сразу на нескольких инструментах, изготовленных для Родармера Боазом.
Ну а я в свою очередь, конечно же, высказал восхищение его, действительно уникальной, гитарой, которая меня потрясла до глубины души!
Зачем я вам все это рассказываю? Дело в том, что гитара Александра Усова напомнила мне тот удивительный инструмент Боаза Алькаяма! У неё оказался такой же богатейший, мощный и объемный, сочный и глубокий звук – звук необыкновенной теплоты и красоты. В нем так же чувствовалась какая-то особая магнетическая пружина, заставляющая звучание литься из инструмента полнозвучным потоком, захватывающим тебя самого и уносящим в какую-то другую реальность, в какой-то особый, совершенный мир необыкновенной красоты и гармонии!
И вот теперь снова, как и тогда с Боазом, я был всецело захвачен удивительной гитарой Александра. Я играл и играл на ней, забыв обо всем на свете, не в силах остановиться и прервать эту сказку, которая, казалось, расцветала рядом со мной, как большой и необычайно красивый цветок, который распускался под моими пальцами благодаря чудесной гитаре. Я был просто потрясен этим инструментом!
Надо сказать, что я видел и держал в руках довольно много инструментов Александра Усова. На некоторых его инструментах мной сыграны клипы, которые можно посмотреть на моем канале YouTube. А об одной из его гитар был снят ролик, в котором я рассказываю о некоторых особенностях конструкции его инструментов:
Но эта гитара была просто удивительной! Поистине искусство Мастера невероятно выросло и достигло высочайшего совершенства! А в жизни Александр – обычный человек, очень скромный и мягкий. Я совершенно не понимаю, каким образом ему удается делать то, что я вижу в его творениях. Воистину, чтобы понять человека, нужно смотреть не на то, как он выглядит, а на то, что он делает! Его гитара звучала превосходно в любых диапазонах – от пианиссимо до фортиссимо. На ней можно играть буквально шепотом, и все равно, красота тембра, как полноцветная радуга, светится в её звуке. А форте – настолько же мощное и сочное, как у великолепного рояля Стейнвей! Поражает и сустейн этого инструмента – длинный и удивительно ровный. В общем, у неё исключительно насыщенные, мощные и глубокие басы и при этом необыкновенно красивые, бархатистые, мягкие и певучие дисканты.
Затем мы сравнили эту гитару с моей гитарой работы Ивана Егоровича Кузнецова. Инструменты Кузнецова тоже отличает очень сильный и глубокий тон. И все равно, сравнение оказалось в пользу инструмента Александра Усова. Гитара Кузнецова явно проигрывала и по тембру, и по объемности звучания, и по сустейну, и по сочности, и по глубине звука. Не было в ней и той особой "звуковой пружины", о которой я уже упомянул выше. Хотя по громкости оба инструмента были на достойном уровне.
Второй инструмент, который Мастер передал Сергею Денисову, отличают точно такие же свойства, ведь эти два инструмента одинаковой конструкции, внутреннего устройства и пропорциям. Нам не удалось так же детально и подробно протестировать этот инструмент. Зато у вас есть возможность познакомиться с превосходными фотографиями этой гитары, которые были сделаны Сергеем Денисовым и немного послушать её в ролике, который завершает эту статью. Кстати, некоторые упрекают меня в том, что я, рассказывая о гитаре и демонстрируя её звучание, использую звукообработку, добавляя объем (реверберацию). Действительно, это так. И необходимо это для того, чтобы дать слушателям хоть в какой-то степени почувствовать, как будет звучать инструмент в зале. Тем, кто в теме, хорошо известно, что каким бы совершенным ни был микрофон (или микрофоны) при записи, он все равно не способен передать все богатство реального звучания инструмента. Ничего не поделаешь – наш слуховой аппарат гораздо совершеннее и тоньше любого микрофона. Любой квалифицированный звукорежиссер подтвердит, что "сухая" запись всегда будет уступать реальному звучанию.
Поэтому эффекты, которыми пользуются в звукорежиссуре, как раз и нужны чтобы придать записи более объективный характер звучания, потерянный в процессе перевода живого звука в электронный сигнал. Фрагменты домашней съемки этой встречи записаны без звуко-обработки, поэтому они плохо передают реальную красоту и богатство звучания инструмента. Зато они в какой-то степени передают ту атмосферу, которая сопровождала эту встречу и пробы инструмента. Мы просим вас не судить её строго. Она очень несовершенна и урезает то, что я и мои гости слышали в реальности. Кстати, Вы можете послушать звучание одного из инструментов Александра Усова, записанного в студийных условиях с использованием внутреннего звукосъема, устанавливаемого мастером в инструмент специально по желанию его будущего хозяина. Итак, новый инструмент Александра Усова на фрагментах домашнего видео, снятого во время нашей встречи с Сергеем Денисовым:
Вы можете послушать видео-клип с великолепной пьесой Федерико Морено-Торроба "Романс Сосен", записанной мной на одной из гитар Александра Усова в студии и убедиться в уникальном звучании его инструментов:
Если Вы хотите научиться играть на гитаре по-настоящему хорошо, эффектно, выразительно, как играют наши ученики – Вам стоит пройти курс обучения в Национальной Академии Гитары.
Ну а если Вы хотите заказать гитару у Александра Усова, Вы можете связаться с ним лично и обговорить стоимость будущего инструмента, а также все интересующие Вас детали заказа: породы дерева, из которых будет строиться Ваша гитара, её устройство, параметры звучания, удобство игры, звукосъем и многое другое.
Координаты для связи с мастером:
- моб.тел.: 8 908 054-23-79
- Скайп-адрес: aleksandr73323
- электронный адрес:
Вячеслав Шувалов, Национальная Академия Гитары